Воскресенье, 19 Май 2024, 18:42

Сайт: Система поддержки учебных курсов НИ РХТУ
Курс: Электронная библиотека (Электронная библиотека)
Глоссарий: Терминологический словарь

Антикоррозионная присадка

Вещество, добавляемое к смазочным материалам; препятствует, ограничивает или задерживает коррозию смазываемых металлических поверхностей. ГОСТ 27674.

Антикоррозионные покрытия


От анти… и позднелат. сorrosio - разъединение.

Тонкослойные покрытия на изделиях для защиты от коррозионного воздействия внешней среды и придания им декоративного вида.

Антифрикционность

Триботехническая характеристика материала, объединяющая комплекс свойств, обеспечивающих его нормальную работу в условиях трения.

А. определяется в основном такими параметрами, как коэффициент трения, несущая способность, износостойкость и термостойкость материала. Высокая А. достигается при наиболее благоприятном сочетании этих параметров. В основных положениях теории внешнего трения (изнашивания) факторами, повышающими А., считаются наличие положитительного градиента механических свойств материала по глубине, способность поверхностного слоя к передеформированию, отсутствие глубинного вырывания в результате локализации контактных зон.

Антифрикционные материалы

От анти... и лат. frictio - трение

Материалы, применяемые для деталей машин (подшипники, втулки и др.), работающих при трении скольжения и обладающих в определённых условиях низким коэффициентом трения. Отличаются низкой способностью к адгезии, хорошей прирабатываемостью, теплопроводностью и стабильностью свойств. В условиях гидродинамической смазки, когда детали (не деформирующиеся под влиянием давления в смазочном слое) полностью разделены сравнительно толстым слоем смазочного материала, свойства материала этих деталей не оказывают влияния на трение. Антифрикционность материалов проявляется в условиях несовершенной смазки (или при трении без смазки) и зависит от физических и химических свойств материала, к которым относятся: высокие теплопроводность и теплоёмкость; способность образовывать прочные граничные слои, уменьшающие трение; способность материала легко (упруго или пластически) деформироваться или изнашиваться, что способствует равномерному распределению нагрузки по поверхности соприкосновения (свойство прирабатываемости). К антифрикционности относятся также микрогеометрическое строение поверхности, а именно определённая степень шероховатости или пористости, при которых масло удерживается в углублениях, и способность материала «поглощать» твёрдые абразивные частицы, попавшие на поверхность трения, предохраняя тем самым от износа сопряжённую деталь. Проявлению антифрикционности в условиях сухого трения способствует наличие в материале таких компонентов, которые, сами обладая смазочным действием и присутствуя на поверхности трения, обеспечивают низкое трение (например, графит, дисульфид молибдена и др.). Одним из важных свойств А.м., обусловливающих антифрикционность при всех условиях трения, является его неспособность или малая способность к «схватыванию» (адгезии) с материалом сопряжённой детали. Наиболее склонны к «схватыванию» при трении одноимённые пластичные металлы в паре, имеющие гранецентрированную и объёмноцентрированную кубической решётки. При трении по стали наименее склонны к «схватыванию» серебро, олово, свинец, медь, кадмий, сурьма, висмут и сплавы на их основе.

Наиболее распространены как А.м. подшипниковые материалы (ПМ), применяемые для подшипников скольжения. Кроме антифрикционных свойств, они должны обладать необходимой прочностью, сопротивлением коррозии в среде смазки, технологичностью и экономичностью. Вследствие различия в требованиях к материалу подшипника, образующему поверхность трения (антифрикционность), и к остальной части подшипника (достаточная прочность) получили распространение ПМ и подшипники, у которых основа состоит из прочного конструкционного материала (например, стали), а поверхность трения - из слоя А.м. (например, баббита). А.м. наносится литейным способом на заготовку подшипника или на непрерывно движущуюся стальную ленту; из полученной биметаллической калиброванной ленты (см. Биметалл) подшипники (вкладыши и втулки) изготовляются штамповкой.

ПМ делятся на металлические и неметаллические. К металлическим ПМ относятся: сплавы на основе олова, свинца, меди, цинка, алюминия, а также некоторые чугуны; к неметаллическим ПМ - некоторые виды пластмасс, материалы на основе древесины, графито-угольные материалы, резина. Некоторые ПМ представляют собой сочетание металлов и пластмасс (например, пористый слой, образованный спечёнными бронзовыми шариками, пропитанный фторопластом-4 или фторопластом-4 с наполнителями).

ПМ на основе олова или свинца (баббиты) применяются в подшипниках в виде слоя, залитого по стали (иногда по бронзе). Прочное сцепление достигается специальной очисткой стали; возможна также наплавка баббита (для больших подшипников) и заливка им поверхности подшипника, имеющего углубления или пазы для лучшего сцепления. Подшипники автомобилей изготовляются штамповкой из биметаллической ленты стальбаббит.

ПМ на медной основе - бронзы оловянистые, оловянно-свинцовистые, свинцовистые, некоторые безоловянные, а также некоторые латуни. Для наиболее напряжённых подшипников двигателей внутреннего сгорания применяются свинцовистые пластичные бронзы (25% свинца и более) в виде тонкого слоя, залитого по стали.

ПМ на цинковой основе (см. Цинковые сплавы) служат заменителями бронзы, например сплав ЦАМ 9-1,5 применяется в подшипниках паровозов как для изготовления вкладышей целиком, так и для заливки по стали; известен также метод плакирования стали этим сплавом при производстве биметаллической ленты прокаткой.

ПМ на основе алюминия (см. Алюминиевые сплавы), широко применяемые для подшипников двигателей внутреннего сгорания, можно подразделить на 2 группы по степени пластичности (оцениваемой по твёрдости). По сравнению с баббитами пластичные алюминиевые сплавы обладают более высокой теплопроводностью и лучшими механическими свойствами при повышенных температурах; они гораздо дешевле, но хуже прирабатываются, менее способны «поглощать» твёрдые частицы и несколько сильнее изнашивают сопряжённый стальной вал. Их свойства улучшают нанесением на рабочую поверхность тонкого (25 мкм) слоя оловянно-свинцовистого сплава. Наиболее высокими антифрикционными свойствами обладает алюминиевый сплав с 20% олова, с микроструктурой, полученной в результате пластического деформирования и отжига. Сплавы с твёрдостью HB < 350 Мн/м2 (35 кгс/мм2) применяют для производства путём совместной прокатки со сталью биметаллических лент или полос, из которых в последующем штампуют вкладыши подшипников. Сплавы с более высокой твёрдостью (HB = 450 Мн/м2, или 45 кгс/мм2) применяют для изготовления подшипников дизелей.

Серый перлитный чугун при определённой микроструктуре (перлит средне- или крупнопластинчатый, графит средней крупности, фосфидная эвтектика в виде изолированных включений) обладает антифрикционными свойствами и используется для подшипников, работающих при невысоких нагрузках и малых скоростях.

ПМ на основе пластмасс с наполнителями из ткани (текстолит) древесного шпона, древесной крошки с успехом применяют в подшипниках, обильно смачиваемых водой, при невысоких частотах вращения вала. Всё большее распространение как ПМ получают пластмассы (полиамиды, политетрафторэтилен и др.), работающие со смазкой маслом или водой. Полиамиды используют также в виде тонкого покрытия (например, 0,3 мм) по металлической основе подшипника, что повышает допустимую нагрузку. Режим работы подшипников из пластмасс ограничивается температурой на поверхности трения (например, для полиамидов не более 80-100°C). Особенность некоторых подшипников из полиамидов - почти полное отсутствие изнашивания сопряжённого стального вала. Наилучшей антифрикционностью по сравнению с другими пластмассами при малой скорости скольжения без смазки обладает Фторопласт-4, причём низкое трение сохраняется у него в широком интервале рабочих температур от -200°С до 260°C.

ПМ на основе древесины. В качестве ПМ в основном используют натуральную древесину и прессованную древесину, древеснослоистые пластики. Пример натурального ПМ - гваяковое или бакаутовое дерево, применяемое при смазке водой. ПМ на основе древесины используют при обильной смазке водой в подшипниках прокатных станов, водяных турбин, валов корабельных винтов.

Графито-угольные ПМ представляют собой продукты прессования и термической обработки смеси нефтяного кокса и каменноугольной смолы с небольшим количеством натурального графита. Применяются как ПМ для работы без смазки при невысоких удельных нагрузках, температуре до 480°С, в воздушной среде. Изготовляются также графито-угольные ПМ, пропитанные жидкими металлами или смолой.

Резину как ПМ используют при хорошей смазке водой, малых удельных нагрузках и небольших скоростях скольжения. Режим работы ограничивается температурой на поверхности трения 50-70 °С.

Металло-керамические самосмазывающиеся ПМ применяют в виде пористых втулок (главным образом малого размера, работающих при низких скоростях без подвода смазки извне). Изготовляются спеканием предварительно спрессованных заготовок из порошков оловянистой бронзы (10% Sn) с примесью графита или железа с графитом. Степень пористости - около 25%. Втулки пропитываются маслом.

Лит.: Хрущов М. М., Современные теории антифрикционности подшипниковых сплавов, в кн.: Трение и износ в машинах, сб. 6, М.-Л., 1950; Петриченко В. К., Антифрикционные материалы и подшипники скольжения. Справочник, М., 1954; Шпагин А. И., Антифрикционные сплавы, М., 1956; Буше Н. А., Подшипниковые сплавы для подвижного состава, М., 1967.

М. М. Хрущов

Апертура

От лат. apertura - oтверстие

Действующее отверстие оптической системы, определяемое размерами линз или диафрагмами. Угловая А. - угол a между крайними лучами конического светового пучка, входящего в оптическую систему (см. рис.1). Числовая А. равна nsina/2, где n - показатель преломления среды, в которой находится предмет. Освещённость изображения пропорциональна квадрату числовой А. Разрешающая способность прибора (минимальное расстояние между 2 близлежащими точками, при котором они всё ещё видны отдельно) пропорциональна А. Так как числовая А. пропорциональна n, то для её увеличения рассматриваемые предметы часто помещают в жидкость с большим показателем преломления (в т. н. иммерсионную жидкость).

Конический световой пучок

Рис.1 Конический световой пучок

Аппаратура для сварки

Совокупность механизмов и инструментов, с помощью которых осуществляют сварку.

Аппаратура для сварки нагретым инструментом

Аппаратура для сварки, обязательными элементами которой являются нагревательный инструмент (с косвенным или прямым нагревом) и устройства для создания давления при сварке.

Косвенный нагрев используется в аппаратуре для прессовой и термоимпульсной сварки, в установках ленточного типа; прямой нагрев - в аппаратуре для изготовления стыковых и раструбных соединений из полимерных труб.

Аргоно-дуговая сварка

Электрическая дуговая сварка с подачей в зону сварки струи аргона (иногда гелия) для защиты сварочной ванны от вредного воздействия атмосферного воздуха. А.-д. с. выполняется плавящимся электродом (сварка всегда автоматическая) или неплавящимся, например вольфрамовым электродом (сварка ручная и автоматическая). Вольфрамовый электрод позволяет сваривать металл самых малых толщин начиная с сотых долей мм. А.-д. с. широко применяют для соединения металлов и сплавов в виде листов, а также стыков толстостенных стальных труб.

К. К. Хренов

Арматура

От лат. armatura - вооружение, снаряжение.

Вспомогательные, обычно стандартизованные устройства и детали, не входящие в состав основного оборудования, но необходимые для обеспечения его нормальной работы.

Различают А. трубопроводную, электротехническую и печную.

Арматурная сталь

Сталь, усиливающая (армирующая) бетонные конструкции.

Наиболее распространена А.с. в виде стержней гладкого и периодического профилей; кроме того, применяют арматурную проволоку из углеродистой стали, а также пряди, канаты, сварные и тканые сетки.