Воскресенье, 12 Май 2024, 08:26

Сайт: Система поддержки учебных курсов НИ РХТУ
Курс: Электронная библиотека (Электронная библиотека)
Глоссарий: Терминологический словарь

И

Иглофрезерование

Обработка резанием с помощью иглофрез, на поверхности которых плотно расположены иглы из высокопрочной стальной проволоки диаметром 0,2 – 0,8 мм.

В зависимости от размеров фрезы и ее конструкции число игл бывает от 200 тыс. до 40 млн. В процессе работы иглы самозатачиваются, что достигается реверсом вращения иглофрезы. И.применяют при обработке плоских цилиндрических поверхностей, а также при очистке деталей от окалины

Избирательная коррозия

Коррозия, разрушающая одну структурную составляющую или один компонент сплава.

Изложница

Металлическая форма для отливки металла в виде слитка. По конструкции И. подразделяют на глуходонные и сквозные, по способу заливки металла - на заполняемые сверху и заполняемые снизу (сифонная разливка).

Для разливки чугуна на разливочных машинах применяют И. горизонтального типа - мульды, а для разливки ферросплавов и некоторых цветных металлов И. в виде невысоких ванн, иногда с вертикальными перегородками. Наибольшее распространение в промышленности получили чугунные И. вертикального типа для разливки стали. И. для слитков, предназначенных для поковок, вмещают до 100 m стали и более; И. для стали, идущей в прокатку, рассчитаны на слитки массой от 100 кг до 20 m (слитки для слябов). В целях уменьшения усадочной раковины в слитках И. изготовляют с утепленной надставкой.

Излом

Внешний вид поверхности, по которой произошло разрушение металла. Различают два основных типа И.: кристаллический (хрупкий И.) и волокнистый (вязкий И.).

Лучшие вязко-пластические свойства имеет металл с волокнистым И. Вид И. зависит: от условий нагружения (напряженное состояние, скорость и амплитуда нагружения), кристаллического строения и микроструктуры металла, определяемой технологией его получения (выплавка, обработка давлением, термообработка), наличием текстуры и анизотропии механических свойств, рабочей температурой и средой, в которых работала конструкция, И. которой рассматривается. По характеру И. можно определить качество металла или условия, вызвавшие его разрушение.

Излом камневидный

Излом конструкционной стали, перегретой при прокатке или ковке. И. к. имеет грубые матовые выколы на аморфно-волокнистом фоне.

Излом нафталиновый

Излом стали крупнозернистого строения с характерными блестками. И. н. является признаком брака при термической обработке быстрорежущей стали.

Плохо отожженная быстрорежущая сталь после закалки имеет нормальную твердость и нормальное количество остаточного аустенита, но при этом очень хрупкая, излом такой стали - грубозернистый, чешуйчатый, напоминающий нафталин.

Излом усталостный

Вид излома металла под действием знакопеременных напряжений. И. у. характеризуется наличием трех зон: зарождения трещины, развития трещины и долома. Каждая зона И. у. имеет характерный вид.

Излом черный

Излом ковкого чугуна с большим числом графитных включений в ферритной основе.

И. ч. имеет ферритный ковкий чугун, называемый черносердечным.

Изнашивание

Процесс постепенного изменения размеров тела при трении, проявляющийся в отделении с поверхности трения материала и (или) его остаточной деформации. И. характерно для всех подвижных соединений машин и механизмов – трибосопряжений.

Контактное взаимодействие элементов трибосопряжения в трибологии принято классифицировать по признаку элементарных процессов разрушения, которые проф. И.В.Крагельский предложил называть видами нарушения фрикционных связей. Процесс контактного разрушения при этом предлагается рассматривать, как совокупность единичных актов возникновение и нарушение фрикционных связей (рис. 1).

Каждый вид нарушения фрикционных связей характеризуются определенным числом циклов n взаимодействия элементов трибосопряжения до разрушения. При этом речь идет о микроразрушении, когда с поверхности контакта элементов трибосопряжения отделяется фрагмент материала, который будем называть частицей износа. Частица износа может представлять собой как фрагмент материала элемента, так и продукт взаимодействия материала элемента со смазкой и окружающей средой.

По аналогии с объемной прочностью способность материала сопротивляться трибологическому нагружению принято называть контактной прочностью. Контактная прочность материала контролируется как объемными свойствами изнашиваемого материала, так и локальными свойствами поверхностного слоя.

Согласно классификации И.В.Крагельского все разнообразие видов контактного взаимодействия сведено к пяти основным видам по характеру разрушения и числу циклов нагружения, предшествующих разрушению:

I – упругое оттеснение материала взаимодействующих элементов, число циклов да разрушения n→\infty. Упругое оттеснение является предпочтительным видом контактного взаимодействия, поскольку имеет минимальную интенсивность изнашивания элементов;

II – пластическое оттеснение материала взаимодействующих элементов, число циклов да разрушения \infty>n>1;

III – микрорезание материала, n→ 1.

IV – разрушение вторичных пленок, формирующих в процессе контактного взаимодействия, n→\infty;

V – глубинное вырывание материала (адгезия), n→ 1.

Изнашивание подразделяется на виды, которые реализуются по одному из представленных на рис.2. механизмов.

В случае n→\infty вид изнашивания называют допустимым. В этом случае имеем высокую износостойкость поверхностей трения.

При n→ 1 вид изнашивания считается недопустимым. В этом случае износостойкость низкая. Такой вид изнашивания необходимо, по возможности, исключить, заменив менее интенсивным процессом поверхностного разрушения.

Адгезионное схватывание относится к недопустимым видам и является следствием нарушения нормальной эксплуатации машин или ошибок при подборе материалов. Стараются также избежать процессов микрорезания, так как при этом значительно возрастает интенсивность процесса разрушения поверхностных слоев.

Основным процессом, возникающим при трении материалов и приводящим к износу, является упругопластическая деформация как результат взаимодействия микрорельефов поверхностей. В свою очередь, этот процесс порождает и сопровождается целой гаммой производных физических, химических и механических процессов, протекающих на поверхностях и в поверхностных слоях трущихся тел.

Изнашивание является процессом, сопровождающим работу подвижных сопряжений технических устройств. Причем изнашивание нельзя избежать, поскольку оно является одной из форм старения машины, его можно лишь минимизировать, увеличив тем самым время межремонтного пробега оборудования. В этой связи виды контактного взаимодействия разделяют на допустимые (n→\infty) и недопустимые, когда n→ 1. С этой точки зрения упругое оттеснение и разрушениевторичных пленок относится к допустимым, а микрорезание и глубинное вырывание к недопустимым видам контактного взаимодействия.

Вид

Схема

Характер
разрушения

I

Схема1

Упругое оттеснение материала
n→\infty

II

Схема2

Пластическое оттеснение материала
\infty>n>1→

III

Схема3

Микрорезание материала
n→ 1

IV

Схема4

Разрушение пленок
n→\infty

V

схема5

Разрушение основного материала
n→ 1

Рис. 1 Виды нарушений фрикционных связей
(по И.В. Крагельскому)

Однако следует оговориться, что в ряде случаев конструктор – триболог вынужден мириться с наличием в создаваемом техническом устройстве трибосопряжений, в которых имеют место недопустимые виды контактного взаимодействия.

Это относится в основном к микрорезанию, поскольку в ряде случаев условия функционирования машины таковы, что избежать микрорезание невозможно. Например, дизирующие и транспортирующие устройства для абразивных сред в химической, горнообогатительной и строительной промышленности, почвообрабатывающие орудия в сельском хозяйстве и др.

В трибосопряжении реализуется определенный механизм изнашивания. Изнашивание принято классифицировать на три группы механическое, молекулярно-механическое и коррозионно-механическое.

Механическое изнашивание – вид изнашивания, при котором контактное разрушение деталей происходит в результате механических воздействий на взаимодействующие элементы трибосопряжения.

Молекулярно-механическое изнашивание – вид изнашивания, при котором контактное разрушение деталей происходит с участием межмолекулярных сил, возникающих на взаимодействующих поверхностях элементов трибосопряжения.

Коррозионно-механическое изнашивание – вид изнашивания, при котором контактное разрушение деталей происходит в результате механического воздействия, сопровождаемого химическим и (или) электрохимическим взаимодействием материала элемента трибосопряжения со средой, находящейся на контактной поверхности.

Внутри названных групп различают следующие виды изнашивания:

• усталостное изнашивание – контакное разрушение многократного передеформирования поверхностного слоя. Типичным представителем усталостного изнашивания является питтинг (усталостное выкрашивание) дорожек и тел качения шарико- и роликоподшипников, опорно-поворотных устройств и др.

• кавитационное изнашивание – контактное разрушение на границе раздела твердое тело-жидкость. Наблюдается в высокоскоростном потоке жидкости. Кавитация наблюдается в трубопроводах, гидромоторах, турбинах и др.

• эрозионное – изнашивание потоком жидкости (гидроэрозионное) или газа (газоэрозионное). Эрозия представляет собой разрушение поверхности детали вследствие механического воздействия скоростного потока жидкости, газа или пара.

Среди различных видов механического изнашивания деталей машин наиболее распространенным является абразивное изнашивание.

Абразивное изнашивание поверхности происходит в результате режущего или царапающего воздействия твердых частиц с отделением стружки. Происходит это вследствие недостаточной очистки смазки или наличия абразива на поверхности трения, попадающего в трибосопряжение из окружающей атмосферы. Часто абразивные частицы являются продуктами износа.

Абразивное изнашивания имеет место при трении элементов машин о перерабатываемый или транспортируемый материал. Оно характерено для работы бурового, горного, металлургического, химического оборудования, а также строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других машин.

Интенсивность абразивного изнашивания существенно зависит от соотношения твердости металла Hм и абразива На (рис.4).

I - область усталостного разрушения (n→\infty)

НА < К1НМ К1 = 0,7…1,0

II - область пластического передеформирования

К2НМ А > К1НМ

III – область микрорезания

НА2НМ К2 = 1,3…1,7

Микрорезание является самым опасным режимом работы трибосопряжения, поскольку оно сопровождается быстрым разрушением контактных поверхностей.

Для исключения микрорезания в трибосопряжениях возможны два варианта. Это конструктивный вариант, заключающийся в исключении попадания абразивных частиц в трибосопряжение, и материаловедческий – состоящий в переводе трибосопряжения в область усталостного разрушения на контакте. Для этого необходимо обеспечить выполнения условия

Формула

Конструктивный вариант исключения микрорезания приемлем в случаях, когда наличие абразивных частиц в трибосопряжении не связано с функционированием технического устройства (системы смазки, гидравлические системы и др.).

Материаловедческий вариант борьбы с микрорезанием в трибосопряжениях используется в случаях, когда взаимодействие с абразивными частицами является функциональным назначением трибосопряжений (буровые долота, дозаторы, дробильное оборудование и т.п.).

Если частицы абразива переносятся средой, то имеем изнашивание незакрепленными частицами абразива – газо- и гидроабразивное. Этим видам износа подвержены лопатки газовых турбин, направляющие гидравлических турбин, трубы и насосы земснарядов и др.

Эрозия характерна для деталей оборудования, взаимодействующих с потоками жидкости или газа: теплообменники, топливные системы, регулирующие устройства гидравлических и паровых систем , поршневые кольца ДВС и компрессоров.

К молекулярно-механическому изнашиванию относится заедание – изнашивание в результате схватывания, глубинного вырывания материала, переноса его с одной поверхности трения на другую и несовместимо с нормальной эксплуатацией технического устройства..

Явление схватывания имеет место при некоторых технологических процессах, происходящих при Т < Трекр : холодная сварка металлов, получение биметаллов методом холодной прокатки. В этом случае схватывание желательно. В трибосопряжениях схватывание всегда вредно и несовместимо.

Наличие химически активной среды на поверхности трения приводит к параллельному протеканию трибологического и химического процесса.При контакте металла с обезвоженными газами и неэлектропроводящими жидкими средами происходит химическая коррозия.

При контакте металла с электролитами (водные растворы кислот, солей, щелочей, расплавы солей и т.п.) возникает электрохимическая коррозия, сопровождаемая анодными и катодными процессами.

Коррозионно-механическое изнашивание проявляется в виде окислительного изнашивания и фреттинг-коррозии.

Окислительное – коррозионно-механическое изнашивание, при котором преобладает химическая реакция материала с кислородом или окисляющей средой. Фреттинг- коррозия (фрикционная коррозия, коррозия трения, контактная коррозия, просто фреттинг) – коррозионно-механическое изнашивание плотно контактирующих твердых тел при наличии относительных тангенциальных микросмещений.

Фреттинг-коррозии подвержены поверхности контакта прессовых соединений ступица-вал, шпонка-вал, центрирующие поверхности, опорные поверхности пружин, ножевые опоры силоизмерительных устройств, поверхности затянутого стыка.

Зависимость относительной износостойкости и относительного износа

Наиболее радикальным методом предотвращения фреттинг-коррозии является уменьшение микросмещений.

Электроэрозионное – эрозионное изнашивание поверхности в результате воздействия разрядов при прохождении электрического тока.

Этому виду изнашивания подвержены скользящие контакты электрических машин и сварочных аппаратов, токосъемы транспортных и подъемно-транспортных машин, в радиоэлектронной аппаратуре, средствах автоматики и, связи слаботочные подвижные контакты реостатов, потенциометров, кодовых датчиков и др.

Для снижения интенсивности электроэрозионного изнашивания используют: создание на поверхностях контакта тонких переходных слоев, не ухудшающих токопроводимость, но снижающих вероятность схватывания; создание композиционных материалов, содержащих электропроводные смазки; создание токопроводящих смазочных материалов.

Б.П. Сафонов

Износостойкость

Эксплуатационное свойство материала, характеризующее его способность сопротивляться изнашиванию.

Трение - комплекс физико-химических явлений в зоне контакта поверхностей двух перемещающихся относительно друг друга тел, в результате чего в этой зоне возникают контактные силы.

Трение как физико-химический феномен принято разделять на виды по двум идентифицирующим признакам:

  • по области проявления;
  • по наличию движения.

классификация видов трения, реализуемого в конкретных трибосопряжениях технических устройств, представлена на рис.1. Как видно из рисунка трение присуще всем без исключения техническим устройствам, в которых имеет место контактирование деталей, поэтому в настоящее время трибология фундаментальная и инженерная развиваются бурными темпами.

В общем виде физическая картина трения может быть представлена следующим образом. При функционировании технического устройства на дискретных площадках фактического контакта развиваются высокие удельные давления, которые в сочетании со скольжением, обусловливающим значительные температурные градиенты в объемах материала контактирующих элементов, прилежащих к зонам касания взаимодействующих элементов, создают в них специфическое напряженно-деформированное состояние, которое не имеет аналога при объемном нагружении.

Интенсивное механо-термическое воздействие на материал, осложненное влиянием окружающей среды на свойства поверхностных слоев, приводит к модифицированию материала в микро- и макрообъемах, прилежащих к поверхности контакта.

Вторым процессом контактного взаимодействия при трении является изнашивание взаимодействующих элементов.

Изнашивание - это процесс постепенного изменения размеров тела при трении, проявляющийся в отделении с поверхности трения материала и (или) его остаточной деформации.

Локальные свойства модифицированного поверхностного слоя в сочетании с объемными свойствами материала определяют сопротивление взаимодействующих элементов контактному нагружению, называемому И. материала.

Классификационная схема видов трения

Рис.1. Классификационная схема видов трения

При соприкосновении под нагрузкой двух элементов технического устройства сопряженными поверхностями, сопровождающемся их относительным перемещением, в поверхностных слоях элементов возникают механические и молекулярные взаимодействия, которые приводят к развитию контактных деформаций, после достижения которыми предельных значений наступает контактное разрушение, именуемое износом.

Износ - результат изнашивания, определяемый в установленных единицах.

Существуют разнообразные методы измерения износа от простейших, когда обычными средствами производят измерение размеров изнашивающихся деталей, до методов, использующих ядерно-физические процессы. Классификация методов измерения износа приведена в табл.1.

Наиболее целесообразны дифференциальные методы измерения износа (микрометрирования, искусственных баз и др.), которые позволяют определить распределение износа по всей поверхности трения взаимодействующих элементов и оценить влияние, которое оказывает неравномерность износа на выходные параметры изделия. В ряде случаев применяются также методы оценки износа по выходным параметрам сопряжения.

В инженерной практике для расчета трибосопряжений используют две количественные характеристики протекания процесса изнашивания во времени и пространстве. Кинетической характеристикой процесса изнашивания является скорость изнашивания, а пространственной - интенсивность изнашивания.

Скорость изнашивания g - отношение величины износа ко времени, в течение которого он возник.

Скорость изнашивания может определяться, опираясь на различные характеристики износа (толщину, массу или объем), в этом случае будем иметь скорость изнашивания линейную gh, по массе gm или объему gv. Следует различать среднюю и мгновенную скорость изнашивания.

Средняя скорость изнашивания представляет собой отношение конечного приращения величины износа дh, дm, дv к интервалу времени дt

gh =Δ h/Δt, gm = Δm/Δt, gv = Δv/Δt. (1)

Таблица 1

Классификация методов измерения износа

поверхностей трения

Метод измерения

Разновидности метода

Интегральный

Оценка суммарного износа

По изменению массы образца (массовый Δm)

По изменению объема образца (объемныйΔ V)

Измерение зазора сопряжения (линейный износ Δh)

Продукты износа в смазке

Химический анализ

Спектральный анализ

При помощи радиоактивных изотопов

Дифференциальный

Микрометрирование

Измерение размеров

Профилографирование

Метод искусственных баз

Метод отпечатка

Метод лунок

Метод слепков

Метод поверхностной активации

Активация участка

Применение вставок

Изменение выходных параметров сопряжения

Измерение:

Коэффициента трения;

Утечек или расхода смазки;

Температуры

Мгновенная скорость изнашивания находится как отношение бесконечно малых приращений износа и времени, т.е. отношение их дифференциалов.

Скорость изнашивания имеет размерность, соответствующую размерностям входящим в формулу для ее определения величин:

[gh] = м/с; [gm] = кг/с; [gv] = м3/с.

Линейная скорость изнашивания используется при расчетах трибосопряжений на долговечность. Скорость изнашивания по массе и объему находит в инженерных трибологических расчетах значительно меньшее применение.

Второй, пространственной характеристикой протекания процесса изнашивания является интенсивность изнашивания.

Интенсивность изнашивания I - отношение величины износа к пути трения l, на котором происходил этот износ.

если в качестве износа принята линейная характеристика Δh, то это будет линейная интенсивность изнашивания Ih. Может быть также интенсивность изнашивания по массе Im , и объемная интенсивность изнашивания Iv

Ih = Δh/Δl, Im = Δm/Δl, Iv = Δv/Δl. (2)

Линейная интенсивность изнашивания величина безразмерная, поскольку в числителе и знаменателе величины с одинаковой размерностью. Im и Iv - величины размерные:

[Im] = кг/м; [Iv] = м3/м.

Количественно И., обозначаемая в общем случае, И определяют как величину, обратную или износу, или скорости изнашивания, или интенсивности изнашивания:

И =Δh-1, в этом случае [И] = м-1;

И = Δm-1; в этом случае [И] = кг-1

И =Δv-1; в этом случае [И] = м-3.

И. применяется в основном для анализа качественно характера процесса изнашивания материала, а интенсивность изнашивания удобна для построения статистических моделей при трибологических исследованиях.

Б.П.Сафонов , А.В.Бегова